[лат. Catharina Senensis; итал. Caterina da Siena; Екатерина Бенинказа; итал. Catharina Benincasa] (25.03.1347, Сиена - 29.04.1380, Рим), св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви (см. ст. Doctor Ecclesiae). Главным источником сведений о жизни и об учении Е. С. является ее лат. Житие (Legenda beatae Catharinae Senensis, или Legenda Major - BHL, N 1702), которое было составлено в 1393 г. Раймондом Капуанским на основе собственных воспоминаний, а также свидетельств членов семьи, близких друзей и др. современников католич. святой. В каждой главе Жития указывался источник информации, что было ново для того времени. Оно получило широкое распространение, было переведено на итал. язык и опубликовано в 1477 г. На основе Жития Раймонда Капуанского ученик Е. С., доминиканец Фома Каффарини из Сиены, составил краткую редакцию Жития (Legenda Minor - BHL, N 1704), переведенную на итал. язык др. учеником Е. С.- Стефано Макони. В 1402-1417 гг. Каффарини собрал упущенные в пространной редакции Жития сведения о жизни католич. святой в «Supplementum legendae prolixae» (Добавление к пространному Житию). Одним из источников Каффарини послужил сборник чудес Е. С. (не сохр.), продиктованный мон. Бартоломео Доминичи ее родственником и 1-м исповедником Томмазо делла Фонте. Во время пребывания Е. С. во Флоренции в 1374 г. был составлен анонимный сборник чудес (Miracoli della Beata Catarina di Jacopo da Siena). Сохранились и др. краткие редакции Жития.
Е. С. была предпоследней из 25 детей в семье сиенского красильщика Джакомо Бенинказа и его жены Лапы. Как сообщается в Житии, с раннего детства Е. С. отличалась набожностью. В 6-летнем возрасте девочке было видение: возвращаясь домой от одной из старших сестер, она узрела Христа, облаченного в священнические одежды, сидящего на троне в окружении апостолов Петра, Павла и Иоанна. Христос улыбнулся и перекрестил ее. Согласно «Legenda Major», именно тогда Е. С. приняла решение посвятить себя служению Богу. В тот же день она нашла небольшую пещеру на окраине Сиены, где по примеру отцов-пустынников молилась в уединении. Как отмечает Раймонд Капуанский, в 7 лет Е. С. осознанно приняла тайный обет девства. Когда ей исполнилось 12 лет, мать стала подыскивать дочери подходящую партию для брака. Под давлением матери и одной из старших сестер, с к-рой девочка была особенно близка, она дала обещание заботиться о своей внешности и одеваться менее аскетично. Однако, когда через 3 года сестра умерла при родах, Е. С. восприняла ее смерть как наказание за собственное мирское тщеславие и чрезмерную заботу о внешности. Чтобы показать, насколько серьезны ее намерения вести монашеский образ жизни, святая остригла себе волосы, что привело в ярость ее мать: она лишила Е. С. возможности уединяться для молитвы, наказав всем домашним не оставлять девочку одну и по возможности загружать ее работой. Согласно Житию, именно под влиянием этих обстоятельств Е. С. осознала, что в душе каждого человека есть особая «тайная келья», куда в любой момент можно «удалиться» и обрести Бога. Она объявила семье, что до конца жизни готова быть служанкой родным при условии, что ее больше не будут принуждать к замужеству, поскольку она уже избрала Иисуса Христа своим Женихом. Отец, видя серьезность намерений дочери, запретил к.-л. из домочадцев вмешиваться в ее духовную жизнь и обещал всячески поддерживать ее.
В 1363 г. Е. С. вступила в конгрегацию Сестер покаяния св. Доминика (Sorores de poenitentia B. Dominici), религ. сообщество, членам которого разрешалось вести монашеский образ жизни вне мон-ря и носить черно-белое одеяние доминиканцев (см. ст. Терциарии). Последующие 4 года Е. С. редко выходила из комнаты и лишь для того, чтобы присутствовать на богослужениях, разговаривала только с исповедовавшим ее священником. Она утверждала, что в комнате во время молитвы ее учит Сам Христос; время, когда она не общалась с Богом, она, по ее словам, проводила в борьбе с нечистыми духами. Согласно Житию, в 1367 г. ей явился Христос, Который звал ее выйти из затвора, побуждая принять участие в жизни семьи, общины и города. Несмотря на нежелание терять, как ей казалось, исключительное общество своего возлюбленного Жениха (Е. С. считала, что она мистическим образом «обручилась» с Христом и носит на пальце видимое лишь ей обручальное кольцо), она решила следовать Его зову с тем же рвением, с каким прежде предавалась покаянию и молитве в уединении. Е. С. посвятила себя заботе о немощных в различных больницах Сиены. Во время эпидемии чумы 1374 г. самоотверженно ухаживала за заболевшими. Трудности воспринимались ею как способ отречения от себя и умерщвления плоти. Изнуряющая активность и отсутствие достаточного времени для медитаций порой были поводом для обращений ко Христу с вопрошением: «Где же Ты, Господи?» - на что Иисус, по словам Е. С., всегда отвечал: «Здесь, среди тех, кому ты помогаешь».
По мере того как весть о благочестии Е. С. распространялась среди горожан Сиены, ее стали приглашать в качестве посредницы между враждующими семьями. Чтобы отвечать на просьбы о помощи, к-рые поступали и из др. городов, она начала диктовать письма (писать научилась почти в 30 лет). Вокруг Е. С. собрались сторонники из разных слоев общества: мужчины и женщины, монахи и миряне, молодые и пожилые, многие из них называли ее «мамой», несмотря на то, что ей едва исполнилось 20 лет. Руководство доминиканского ордена, озабоченное ростом популярности Е. С. на фоне широкого распространения во 2-й пол. XIV в. еретических учений иоахимизма и «апостольских братьев», проповедовавших идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, внимательно изучило деятельность Е. С. на генеральном капитуле, заседавшем 21 мая 1374 г. во Флоренции в мон-ре Санта-Мария Новелла. Как заключил капитул, в деятельности и учении Е. С. не содержалось ничего, что противоречило бы католич. вероучению.
Одним из важнейших политических и религ. событий той эпохи было «Авиньонское пленение пап». Мн. известные люди в Европе прилагали усилия к тому, чтобы убедить пап вернуться из Авиньона в Рим. Более всего в этом преуспела католич. св. Биргитта Шведская, популярность и влияние к-рой в Европе к кон. 60-х гг. XIV в. были чрезвычайно велики. Со смертью Биргитты в 1373 г. политическая деятельность Е. С. приобрела европ. размах. Вдохновленный ее письмами папа Римский Григорий XI послал к ней Альфонсо ди Вальдатерра, бывшего исповедника Биргитты, прося молитв за себя и за всю католич. Церковь. Е. С. отправилась во Флоренцию, пытаясь примирить враждующие кланы друг с другом и с папой Римским. Там с согласия доминиканского ордена она получила нового исповедника - Раймонда Капуанского, к-рый стал не только ее духовником, но также секретарем и биографом.
В 1375 г. Е. С. посетила Пизу и Лукку, пытаясь убедить городские власти не вступать в антипапскую коалицию и проповедуя крестовый поход против турок. Как сообщает Раймонд Капуанский, в Пизе в ц. св. Кристины 1 апр. 1375 г. Е. С. получила невидимые для других стигматы. Крестовый поход, реформа католич. Церкви и возвращение ее главы в Рим стали главными темами ее посланий к папе Григорию XI, но основной целью было примирить понтифика с флорентийцами. В этот период отношения традиционно гвельфской Флоренции с папой, находившимся за пределами Италии, в Авиньоне, ухудшились. Экономические трения с папскими легатами-французами привели к началу «войны 8 святых» (1375-1378), в ходе к-рой папа Григорий XI наложил на город интердикт (1376). 18 июня 1376 г. Е. С. в сопровождении Раймонда Капуанского и группы учеников приехала в Авиньон. Она добилась разрешения на возобновление богослужений во флорентийских храмах, а также укрепила папу в принятом им решении вернуться в Рим (13 сент. 1376 Григорий XI покинул Авиньон). Несмотря на возвращение папы в Рим, конфликт между папством и Флоренцией был улажен уже при следующем папе, Урбане VI. По его приглашению (Урбан VI рассчитывал на поддержку Е. С. в начавшейся после его избрания на Папский престол схизме против антипапы Климента VII) Е. С. отбыла в Рим (кон. нояб. 1377). Там она вела активную переписку, стараясь привлечь на сторону папы новых союзников. В кон. июля 1378 г. ее стараниями был подписан мирный договор папы Римского с Флоренцией.
Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии. Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания).
Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу.
Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII. В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским. В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому).
. Трактат Е. С. «Диалог...» быстро получил широкое распространение (изд. в 1472 в Болонье; лат. пер. опубл. в 1496). Сочинение состоит из 167 глав и представляет собой диалог Е. С. с Богом. Она обращается к Богу с просьбами проявить милосердие к ней, к миру, к католич. Церкви, о Провидении для всех. Далее Е. С. излагает свое учение, к-рое состоит из неск. частей: «доктрины совершенства» (представляет личное развитие человека через любовь к Богу, ближнему и самому себе), «доктрины моста» (объясняет Воплощение как мост, через к-рый человек в состоянии пересечь бездну, образовавшуюся в результате грехопадения, и достичь Бога), «доктрины слез» (предостерегает, что не все пути ведут ко благу), «доктрины света» (освещает путь идущих по мосту), «доктрины Провидения» (в рамках к-рой дан краткий обзор всей истории человечества) и «доктрины послушания» («ключ послушания», сломанный и потерянный Адамом, согласно Е. С., был найден и починен Христом и отдан Им на хранение Церкви).
Полагая сущностью христ. совершенства любовь, католич. святая описывает 3 степени любви на пути души к святости: рабскую любовь, которая сопровождается страхом наказания за грехи, любовь наемника, надеющегося получить в награду вечную жизнь, и сыновнюю любовь, которая суть любовь к Богу ради Него Самого. В состоянии совершенной сыновней любви человек, по Е. С., абсолютно утрачивает волю и полностью покоряется Божией воле. Описывая мистическое единение с Богом, она уточняет, что имеет в виду переживание или осознание присутствия Бога в душе. Согласно ее учению, в состоянии совершенства душа никогда не утрачивает осознания Божественного присутствия; между душой и Богом устанавливается сокровенное и непрерывное единство, поэтому общение с Ним, молитва к Нему, возможны в любой момент и в любом месте.
Сохранилось более 380 писем, написанных или продиктованных Е. С. между 1370 и 1380 гг. Письма не только содержат подробности политической истории того времени, но и дают возможность оценить характер католич. святой (напр., ее чувство юмора). Сохранилось также собрание из 26 молитв, записанных за Е. С. ее учениками. Впервые молитвы были опубликованы Альдом Мануцием в 1500 г. в качестве приложения к изданию писем Е. С.
Е. С. традиционно изображалась в облачении монахини доминиканского ордена: белая туника с белым капюшоном и наплечником, долгополая широкая темная накидка, белый (реже темный) головной покров (мраморная крышка саркофага (1450) работы Исаии да Пиза, ц. Санта-Мария сопра Минерва, Рим; фреска Г. Феррари, 1533-1534, ц. св. Христофора в Верчелли). С XVI в. стало обычным изображение Е. С. в белых одеждах (Д. Беккафуми «Стигматизация св. Екатерины, со св. Бенедиктом и блж. Иеронимом», ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена).
Портретным считается изображение святой на фреске А. Ванни (1375, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико в Сиене): лик аскетичного типа, правильный овал лица, выделенные надбровные дуги, слегка удлиненный нос, тонкие губы и вздернутая верхняя губа. До 1472 г. (интердикт папы Сикста IV об изображении стигматов; отменен папой Урбаном VIII в 1630) Е. С. изображали со стигматами на стопах, ладонях и в области сердца (некровоточивыми), от к-рых исходит сияние (полихромная деревянная статуя Нероччо деи Ланди, ок. 1470, ц. Санта-Катерина ин Фонтебранда, Сиена). Встречаются изображения Е. С. в терновом венце (Дж. Б. Тьеполо, 1746, Музей истории искусств, Вена), в венке из роз (Дж. Б. Креспи «Мадонна с розовым венком со святыми Домиником и Екатериной Сиенской», между 1618 и 1621, Пинакотека Брера, Милан), в окружении славы (фра Анжелико, 1457, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с нимбом (фреска Веккьетты, 1461, Палаццо Комунале, Сиена), с папским гербом или папской тиарой в руках, а также изображение Е. С., коронованной ангелом (полиптих Л. Бреа, 1488, ц. Санта-Мария делла Мизерикордия, Таджа). Чаще всего Е. С. изображали с книгой (мастер XV в., фреска в ц. Сан-Пьетро, Карпиньяно-Сезия, Италия - с книгой и сердцем) и лилией (Д. Беккафуми «Св. Екатерина получает одежды и ветвь лилии от доминиканцев», пределла алтарного образа, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена), с распятием (Д. Гирландайо, 1490, Старая пинакотека, Мюнхен), иногда с сердцем (Дж. Дженга «Диспута», между 1516 и 1518, Пинакотека Брера, Милан), с черепом (Содома, нач. XVI в., Академия изящных искусств, Сиена).
Об особенностях почитания позволяют судить изображения Е. С. в многофигурных композициях, на к-рых чаще всего ее образу сопутствуют изображения Раймонда Капуанского (картина нач. XVIII в., доминиканский мон-рь в Дисен-ам-Аммерзе - Е. С. и ее духовник врачуют зачумленных), С. Макони, последователя и биографа Е. С. (А. Боргоньоне «Богоматерь с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и картезианским монахом», 1488-1490, Пинакотека Брера, Милан), католич. св. Доминика и святых ордена (хоругвь Дж. ди Паоло, 1494, ц. Сан-Доменико в Перудже), католич. св. Франциска Ассизского (М. Бальдуччи «Вознесение Богоматери со святыми Франциском и Екатериной», 1509, капелла в ц. Санто-Спирито, Сиена), равноап. Марии Магдалины (Т. Бойерманс, 2-я пол. XVI в., Музей изящных искусств, Гент), патрональной святой Е. С.- Екатерины Александрийской, ориентация на образ к-рой способствовала возникновению иконографий «Диспута» и «Обручение св. Екатерины» (фра Бартоломео «Обручение Христу», 1511/12), Галерея Палатина, Флоренция; Ч. Ферри «Видение св. Екатерины Сиенской», 2-я пол. XVII в., ГЭ), блж. Иеронима Стридонского, святых Сигизмунда Бургундского, Агнессы из Монтепульчано, Розы Лимской («Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем и Екатериной Сиенской», 1516-1517, Музей г. Хенфилд, Великобритания), папы Пия II (фреска Пинтуриккио «Причисление папой Пием II Екатерины Сиенской к лику святых», 1505-1507 (Б-ка папы Пия II), кафедральный собор, Сиена), папы Григория XI (Е. С., ведущая под уздцы его лошадь в Рим, что символизирует завершение Авиньонского пленения пап - фреска Маттео ди Джованни, 2-я пол. XV в., Società Opere Pie (собрание «Благочестие в памятниках искусства»), Музей кафедрального собора, Сиена; рельеф надгробия папы Григория XI, выполненный Р. Р. Оливьери, 1584, ц. Санта-Франческа Романа, Рим) и папы Урбана VI. Пространные циклы включают сцены, в к-рых Е. С. представлена ухаживающей за больными (картина 40-80 гг. XV в. из цикла «Дела милосердия», Королевский музей изящных искусств, Антверпен).
Выбор сюжетов циклов или разрозненных композиций обусловлен желанием подчеркнуть визионерство Е. С.: святая получает от св. Доминика облачение члена ордена (Нероччо деи Ланди, 2-я пол. XV в., собр. Беренсон, Сеттиньяно); отдает свое платье бедняку и получает его из рук Христа (фреска XIV в., доминиканская ц. св. Сикста II, Рим); мистическое обручение Е. С. Христу (в ранних изображениях - Христу Средовеку: житийная икона, ок. 1385, мастер пизанской школы, Городской музей Пизы; впосл., как и вмц. Екатерина Александрийская,- Христу Младенцу: ретабль Лоренцо да Сансеверино, кон. XV в., Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. получает от Христа новое сердце (Г. Коццарелли, 2-я пол. XV в., Национальная пинакотека, Сиена; Г. Феррари «Святое собеседование», 1-я пол. XVI в., Галерея Польди-Пеццоли, Милан); Е. С. выбирает себе терновый венец (Б. Фунгаи, кон. XV в., сцена на пределле алтарного образа в базилике Сан-Доменико, Сиена); распятый Христос с креста обращается к Е. С. (Веккьетта, 1445, Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. принимает причастие из рук Христа (фреска XV в. в ц. Сан-Доменико в Сполето); ангелы кормят Е. С. (фрагмент пределлы, Д. Беккафуми, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена); вручают ей терновый венец (П. Ф. Биссоло, 1513, Галерея Академии, Венеция); Е. С. молитвой останавливает разбойника, изгоняет бесов (Дж. ди Бенвенуто, нач. XVI в., Музеи Ватикана); Е. С. диктует свои сочинения; Е. С. (по типу Мизерикодия) принимает членов братства под свою накидку(М. Бальдуччи, XVI в., ораторий ц. Санта-Катерина делла Нотте, Сиена); Е. С. вручает братьям уставы 2-го и 3-го орденов доминиканцев (картина К. Росселли, 1499-1500, Национальная галерея в Эдинбурге, Шотландия).
Среди наиболее ранних циклов, отмеченных вниманием к основной сюжетной линии ранней редакции Жития и устойчивыми композиционными схемами иллюстрируемых сюжетов,- алтарные картины Дж. ди Паоло, 1-я пол. XV в. (Музей искусств в Кливленде; собрание Хайнеманн, Нью-Йорк; собрание Флейшмана, Нью-Йорк; собрание Тиссен-Борнемиса в Лугано, Швейцария; Метрополитен-музей, Нью-Йорк); фрески Дж. дель Паккиа (после 1418, дом Е. С. в Сиене), Содомы (и Ф. Ванни (?)) (1526, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико, Сиена), а также служащие образцом ранней печатной графики ксилографии (1515) Х. Шойфелена, иллюстрирующие пространную редакцию Жития святой (собрание Плейстер, Германия).